Принцип работы бензонасоса

Автомобильному двигателю для нормальной работы необходим ряд дополнительных устройств. Одним из таких устройств является бензонасос, правильнее его называть топливным насосом, так как в современных автомобилях используется как бензин, так и дизтопливо.

 Топливные насосы условно делятся на две группы: механические и электрические. Механические встречаются все реже, потому что используются они с карбюраторными двигателями, которые постепенно уходят в историю и уже давно заменяются на инжекторные, в которых применяются исключительно электрические топливные насосы. Механические насосы не обеспечивают высокого давления, необходимого инжекторным системам, они располагаются в непосредственной близости от карбюратора и получают вращающий момент для своей работы напрямую от двигателя. Топливо они подают в карбюратор под небольшим давлением по довольно длинному топливопроводу из топливного бака, расположенного на значительном расстоянии от двигателя.

 Электрические насосы устанавливаются, как правило, непосредственно в топливном баке. Они обеспечивают высокое давление в довольно продолжительной топливной магистрали и управляются бортовым компьютером автомобиля. Топливные насосы этого типа развивают относительно высокие обороты, вследствие чего им необходимо охлаждение, которое они получают, отдавая тепло топливу. В некоторых японских автомобилях (Nissan, Subaru) даже токосъемные щетки электродвигателя насоса находятся под воздействием струи топлива, которая нагнетается пластиковой крыльчаткой насоса и обеспечивает не только охлаждение, но и эффективно промывает щеточный узел и смазывает потоком топлива ось вращения, на которой установлены ротор нагнетателя и якорь. Поэтому производители автомобилей не рекомендуют эксплуатацию своей техники с критически малым уровнем топлива в баке.

 Топливный насос выполнен конструктивно в одном корпусе, с приводящим его в движение миниатюрным электродвигателем и запускается бортовым компьютером в момент включения зажигания, им же и управляется в течение всего рабочего цикла. В более ранних моделях автомобилей с инжекторными двигателями в момент включения зажигания можно было отчетливо слышать работу насоса, а производители рекомендовали дождаться отключения топливного насоса, то есть того момента, когда давление топлива в системе достигнет необходимого уровня, и только после этого осуществлять запуск двигателя.

 Еще совсем недавно преждевременный отказ топливного насоса являлся довольно частой поломкой. Причиной могло стать засорение топливного фильтра. Многие автовладельцы пытались обслуживать свои автомобили самостоятельно или в «гаражных сервисах», где не всегда работали квалифицированные слесари. До замены такой «мелочи» как топливный фильтр руки не доходили, тем более что у некоторых автомобилей он устанавливается в таких местах, где найти его непросто. Например, у Вольво ХС70 с дизельным двигателем он расположен с правой стороны по ходу движения над балкой задней оси, то есть для его замены нужен подъемник или смотровая яма.

 Еще одна причина – неграмотная эксплуатация автомобиля, когда водитель допускает езду на полупустом баке, и насос охлаждается весьма слабо.

 Ну и, конечно же, нельзя забывать про некачественное топливо, которое содержало в себе и воду и твердые микрочастицы, которые прямо-таки закупоривали фильтрующий элемент.

 Зимой владельцев автомобилей с дизельными двигателями подстерегала другая беда – высокое содержание парафинов в топливе (т.к. не на всех заправках имелось зимнее дизтопливо), забивающих топливный фильтр и затрудняющих прокачку.

 В настоящее время ситуация с топливными насосами не такая печальная. Однако топливный насос требует к себе постоянного внимания. Во-первых, необходимо озаботиться качеством топлива: заправляться исключительно на проверенных брендовых заправках, где качество топлива вполне приемлемо. Если предстоит поездка далеко от своих мест, нужно положить хотя бы 10-литровую канистру с запасом топлива в багажник. Кроме того, нужно иметь в виду, что заправки, имеющие фирменную раскраску, иногда не являются фирменными, а работают по франчайзингу. В этом случае с качеством возможны проблемы. В любом случае нужно помнить: сэкономив полтора-два рубля на литре и сто-сто двадцать рублей на баке, можно попасть на ремонт в несколько тысяч рублей. Во-вторых, необходимо своевременно менять топливные фильтры или фильтрующие элементы (в зависимости от конструкции автомобиля), лучше даже чаще, чем предусмотрено сервисным планом. И, наконец, в-третьих, грамотно эксплуатировать машину, не допуская езды на критически малом остатке топлива. Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, топливный насос долго прослужит вам верой и правдой.

<< Вернуться к списку
9 февраля 2017 г. 17:30